Внесение эмоций в ваш дизайн – колесо эмоций Плутчика.

Внесение эмоций в ваш дизайн – колесо эмоций Плутчика.

Эмоциональный дизайн – очень актуальное словосочетание в сообществе UX (User Experience).

Считается, что дизайн, отражающий эмоции пользователя, делает больше, чем просто отвечает их заявленным потребностям и обеспечивает более высокий уровень взаимодействия с пользователем.

Один из способов понимания эмоций – это колесо эмоций Плутчика, которое может помочь вам улучшить впечатления пользователей при разработке продуктов. Продукты, которые нравятся людям, – это продукты, которые люди используют снова и снова. С другой стороны, продукты, которые им нравятся, быстро ускользают из головы пользователя и со временем заменяются продуктами, которые нравятся больше или даже вызывают любовь.

Краеугольным камнем эмоционального дизайна является идея, что если вы можете вызвать сильные эмоции у своих пользователей, вы можете использовать эти эмоции либо для создания лояльности, либо для побуждения клиента к действию.

Роберт Плутчик был идейным лидером в изучении эмоций. Он как психолог написал 8 книг (и редактировал еще 7), почти 300 статей и 45 глав в эмоциональных исследованиях. Он имел докторскую степень, а также занимал профессорские должности в двух уважаемых университетах.

Психоэволюционная теория эмоций Плутчика.

Роберт Плутчик разработал психоэволюционную теорию эмоций, которая помогает разделить эмоции на первичные эмоции и реакции на них. Он утверждал, что первичные эмоции – это эволюционное развитие, и что реакция на каждую такую ​​эмоцию, вероятно, обеспечит высший уровень возможности выживания.

Правообладатель: Machine Elf 1735. Условия авторских прав и лицензия: Public Domain.

Плутчик выделял 10 установок касательно эмоций:

  1. Эмоции присутствуют на всех уровнях эволюции видов. Они одинаково применимы ко всем животным, как и к людям.
  2. Эмоции развивались по-разному у разных видов и могут по-разному выражаться у разных видов.
  3. Цель эмоций – эволюционная реакция на выживание, позволяющая организму выжить в условиях окружающей среды.
  4. Хотя у разных организмов эмоции могут отображаться и вызывать с помощью различных механизмов, у эмоций есть общие элементы, которые можно идентифицировать у всех эмоциональных животных.
  5. Есть 8 основных, первичных эмоций.
  6. Другие эмоции представляют собой просто комбинацию этих 8 основных эмоций или происходят из одной (или нескольких) из этих основных эмоций.
  7. Первичные эмоции «идеализированы», и их свойства должны выводиться из свидетельств, но не могут быть точно определены полностью.
  8. Каждая первичная эмоция сочетается с другой и является полной противоположностью этой пары.
  9. Эмоции могут различаться по степени сходства друг с другом.
  10. Эмоции существуют разной степени интенсивности.

Плутчик выделял 8 основных эмоций:

Злость

Отвращение

Страх

Грусть

Ожидание

Радость

Удивление

Доверие

Колесо эмоций Плутчика.

Из этой первоначальной эмоциональной теории Плутчик разработал Колесо эмоций.

Эта разработка была направлена на то,, чтобы помочь пользователю понять нюансы эмоций и то, как эмоции контрастируют друг с другом. Для этого он разработал как двухмерные, так и трехмерные модели.

3D-модель – это «конусообразная модель эмоций». Впервые они были описаны еще в 1980 году.

Правообладатель: xdxd_vs_xdxd. Условия авторских прав и лицензия: CC BY-SA 2.0

Колесо может использоваться дизайнерами для изучения сложностей эмоций и действовать в качестве «цветовой палитры» для эмоционального дизайна. Идея состоит в том, что смешение различных эмоций создаст разные уровни эмоциональной реакции и интенсивности этой реакции.

Колесо – это простая модель, и почти наверняка есть дополнительные эмоциональные выводы, которые можно сделать из более сложной модели, однако оно фокусируется на основных эмоциях, которые большинство дизайнеров, вероятно, захотят вызвать у своих пользователей, и, как таковые, предоставляет полезные отправная точка.

Основные эмоциональные пары.

Основные эмоциональные пары следующие:

  1. Радость и Грусть
  2. Доверие и Отвращение
  3. Страх и Гнев
  4. Сюрприз и Ожидание

 

Эмоции на колесе Плутчика можно объединить следующим образом:

  1. Ожидание + Радость = Оптимизм (его противоположность – неодобрение)
  2. Радость + Доверие = Любовь (противоположностью раскаяния)
  3. Доверие + Страх = Подчинение (его противоположность – презрение)
  4. Страх + Удивление = Трепет (противоположностью агрессии)
  5. Удивление + Печаль = Неодобрение (его противоположностью является оптимизм)
  6. Печаль + Отвращение = Раскаяние (противоположностью любви)
  7. Отвращение + Гнев = Презрение (его противоположность – подчинение)
  8. Гнев + Ожидание = Агрессивность (противоположность трепета)

Критика модели Плутчика.

Самая большая критика этой модели заключается в том, что она не принимает во внимание сочетание гордости и стыда.

Это эмоции, на которые часто играют дизайнеры.

Например, при геймификации может быть предпринята попытка завоевать гордость пользователя с помощью списков лидеров или значков. И наоборот, благотворительные организации и организации, проводящие кампании, могут попытаться использовать стыд для поощрения действий.

Также, часто кажется, что модель слишком упрощена и что в ней не отражены более важные эмоциональные нюансы. Однако в целом принято считать, что Колесо эмоций является хорошей отправной точкой при рассмотрении того, какие эмоции может вызвать дизайн. Это не мешает UX-дизайнеру искать дополнительные инструменты для эмоционального дизайна.

Вывод Колесо эмоций – полезный инструмент, чтобы заставить дизайнеров UX задуматься о том, как они могут вызвать определенные эмоции с помощью дизайна своего продукта. Но, он не считается полным набором инструментов для эмоционального дизайна и может быть слишком упрощенным для некоторых ситуаций, а также может полностью игнорировать другие сильные эмоции.

X