Работа исследователей из Университета Калифорнии в Беркли поставила вопрос: чем отличается мозг читающего литературное произведение человека от мозга человека, который это же произведение слушает.

В ходе исследования люди слушали истории из популярной серии подкастов The Moth Radio Hour, а затем читали те же самые истории. Результаты опубликованы в The Journal of Neuroscience.

Исследователи пришли к выводу, что неважно, слушает ли человек произведение или читает его — различные категории слов активируют в мозге одни и те же зоны. Люди (10 здоровых добровольцев) читали тексты, а затем прослушивали их, находясь в томографах, и во время этого им проводили функциональную магнитно-резонансную томографию.

Это позволило авторам составить интерактивные карты активности коры мозга, в которых цветом обозначили зоны активации в ответ на основные семантические категории встречающихся слов. Сюда вошли следующие смысловые группы: визуальный, тактильный, числовой, об описании местоположения, интеллектуальный, эмоциональный и социальный типы информации.

Внимательно сравнив обе карты, ученые пришли к выводу, что они практически идентичны. То есть обработка и понимание информации в зависимости от той чувственной сферы, с помощью которой она была получена, не зависят. Эту информацию можно использовать и в клинической практике, чтобы учитывать возможности восстановления повреждений мозга, а также фиксировать, где именно локализован процесс, и использовать специальные группы слов в тренировке при реабилитации.

В дальнейшем авторы планируют провести другие испытания с группами пациентов, а также говорят, что в течение месяца появятся интерактивные карты распределения слов в мозге, которыми можно будет пользоваться.

Текст: Анна Хоружая

The representation of semantic information across human cerebral cortex during listening versus reading is invariant to stimulus modality. Fatma Deniz, Anwar O. Nunez-Elizalde, Alexander G. Huth and Jack L. Gallant. Journal of Neuroscience.

doi:10.1523/JNEUROSCI.0675-19.2019
X