Nudge technologies, архитектура выбора.

Nudge technologies, архитектура выбора.

Допустим, перед компанией, поставляющей вам электроэнергию стоит план экономии электроэнергии. Вам могут направить письма с просьбой экономить электроэнергию. Большая часть жильцов  выбросят эти письма в мусор и забудут об их содержимом.

Но можно действовать иначе.

Допустим, Вы получили счет за электроэнергию, в котором сравнивается Ваше потребление электроэнергии с вашими соседями. И вдруг Вы видите: у Вас одинаковая квартира, но почему то счет  соседей на 50% меньше. Значит, они расходуют меньше энергии? Но почему? Вы неизбежно начнете внимательнее относиться к потреблению электричества и в следующем месяце Вам придет новое письмо. А в нем компания-поставщик отмечает ваши успехи и благодарит Вас за то, что заботитесь об окружающей среде. Заметьте: Вас ни о чем не просили. Просто Вы сравнили два счета и сами стали экономить. И вдруг получили совершенно нематериальную, но все равно приятную награду.

А вот Вы едете по дороге и немного превышаете допустимую скорость. Но тут Вы видите знак ограничения скорости с красным экраном (где написано, что вы едете со скоростью 56 км/ч вместо допустимых 40 км/ч).  Вы видите эти мигающие красные цифры и немедленно снимаете ногу с газа, чтобы замедлить скорость, пока этот экран не перестанет мигать красным. Это примеры поведенческой экономики.

Поведенческая экономика – это теория, созданная Ричардом Талером. Талер утверждает: «Поведенческая экономика – это комбинация психологии и экономики. Поведенческая экономика исследует влияние социальных, когнитивных и эмоциональных факторов на принятие экономических решений».

Зачем? Ответ прост: чтобы, зная точки давления, влиять на решения людей, но не напрямую, оставляя иллюзию выбора. В приведенном выше примере экрана, мигающего красным для водителя, чтобы он замедлился, это взаимодействие называется подталкиванием (nudge).

Термин был популяризирован Ричардом Талером и Кассом Санстейном в их книге «Nudge». В книге подталкивание (nudge) описывается как «любая небольшая особенность окружающей или информационной среды, которая привлекает внимание людей и изменяет их поведение, но делает не напрямую”.

В основе поведенческой экономики лежат два основных принципа:

  1. люди не всегда ведут себя рационально при принятии решений.

В двух приведенных выше примерах необходимость экономии электроэнергии побудила коммунальную компанию прислать сравнительные письма. Необходимость снижения скорости заставляет сотрудников местных правоохранительных органов вывешивать трекеры скорости.

  1. решения всегда зависит от контекста. Измените контекст – изменится решение.

Возвращаясь к приведенному выше примеру с электричеством, когда потребитель коммунального предприятия получает это сравнительное письмо, его подталкивают к снижению потребления электроэнергии. В нашем примере вождения, когда экран мигает красным, водитель может выбрать замедление, если его подтолкнули, чтобы сделать более безопасный выбор.

Чем полезны могут быть эти технологии? Очень многим.

X